[править] Армяне в Киликии
→ Киликийское армянское государство
В −1375 годах на территории Киликии находилось княжество Киликийская Армения.
В −1896 годах произошли армянские погромы.
В 1909 году здесь произошла Киликийская резня.
На начало XX века преобладающее большинство населения Киликии составляли армяне.
В 1912 году, согласно сведениям Константинопольского армянского патриаршества, в Аданском вилайете и гаваре Мараш проживало 377 тысяч армян.
Киликийские армяне подверглись геноциду во время Первой Мировой войны.
По тайному соглашению 1916 года между Великобританией и Францией, Киликия должна была отойти к Франции. По соглашению, заключённому с французским правительством Армянский легион (Восточный легион) должен был сражаться против Османской империи только в Киликии, и после завершения войны стать ядром армии будущей Киликийской автономной республики. Армянский легион своими в сражении при Арара в 1918 году решил исход боя в пользу французской армии.
После поражения Турции и заключения Мудросского перемирия 1918 года, в ноябре-декабре того же 1918 года Армянский легион — примерно 6 тысяч бойцов — был переброшен французами в Киликию. Уцелевшие после резни и депортированные армяне стали возвращаться на родину в Киликию.
В 1919 году в Киликии проживало 120−130 тысяч армян.
Так как армянских вооружённых сил было недостаточно для установления в ней военного и административного контроля, Франция согласилась на размещение в Киликии британских войск.
С середины февраля 1919 года военная власть в Киликии была сосредоточена в руках британского командовании. В ноябре 1919 года англичан заменили французские войска. Но французская администрация не приняла необходимых мер для обеспечения безопасности армянян. На местах у власти остались турецкие чиновники, мусульмане не были разоружены. Воспользовавшись нерешительностью французской военной администрации, кемалистская армия и местные мусульмане стали расправляться с армянами.
В 1920 году в Киликии проживало уже 160 тысяч армян.
В январе 1920 года во время 20-дневных боев погибло 11 тысяч армян — жителей Мараша, остальные 8 тысяч были вынуждены бежать в Сирию. После этого турки осадили город Аджн, где из 30−35 тысяч армян живших здесь в 1914 году ныне остались в живых лишь 6 тысяч. После 7-месячного героического сопротивления армяне Аджна в октябре 1920 года потерпели поражение; только 380 защитникам города удалось прорвать кольцо осады и уйти.
В начале 1920 года были вынуждены переселиться в Алеппо 6 тысяч армян Урфы, где до 1915 года проживало 30 тысяч армян.
1 апреля 1920 года кемалистская армия осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне 18 тысяч айнтапских армян избежали резни. Но в конце 1921 года, после того, как французская армия покинула Киликию, армяне Айнтапа были вынуждены эмигрировать в Сирию.
В 1920 году кемалисты истребили армян Зейтуна.
Некоторые авторы считают, что алавиты — потомки киликийских армян.
[править] Римская эпоха
В эпоху Помпея Киликия была завоевана Римом.
Агриппа I упоминает о крупной колонии евреев в Киликии.
В большом числе евреи жили в киликийских городах, гланым образом в Тарсе. Они поддерживали в римскую эпоху оживленные отношения с Иерусалимом. Тарс, известный своей промышленностью и эллинскими учреждениями, отождествлялся Иосифом Флавием с библейским Таршишом. По его словам, Иона бежал от Бога в город Иопу, где нашёл судно, отплывавшее в киликийский город Тарс. В другом месте Иосиф Флавий сообщает, что Киликия была в древности известна под именем Θάρσος. Но это утверждение Иосифа Флавия ошибочно, так как библейский Таршиш соответствует скорее Тартесу в Испании, куда финикийцы ездили со своими товарами. По-видимому, источником для утверждения Иосифа Флавия послужило легендарное предание, исходившее, возможно, от киликийских евреев, находившихся в оживленных отношениях с иерусалимскими жителями и самолюбию которых льстило пребывание Ионы в их главном умственном центре.
В римскую эпоху еврейское влияние в Киликии было очень значительно как в политическом, так и в культурном отношениях.
Внук Александра, казнённого Иродом Великими, Гай Юлий Александр, был провозглашён Веспасианом царём киликийского острова.
Береника, племянница и супруга Ирода, после смерти последнего вышла замуж за Полемона, царя Киликии, над которым был совершен обряд обрезания.
Надпись, найденная близ Элецесы и Корика и относящаяся к началу христианской эры, упоминает о иудействующих язычниках в Киликии, соблюдавших Шаббат и, очевидно, некоторые другие обряды.
В апостольское время многие евреи Киликии жили в Иерусалиме, между ними Павел из Тарса, имевший права гражданина этого города.
В талмудическую эпоху Киликия была известна евреям под греческим назван. «Kilkalh». Важнейшие города Киликии: Tarsus, Taurus, Amanus, Zephyrion, нередко упоминаются в талмудической письменности. Приводимое же «Aulon Kilikios» должно быть локализовано в Моабе. Нахум бен-Симаи проповедовал в Тарсе. Греческая надгробная надпись, найденная в Яффе, относится к сыну Иосе из Тарса. Эпифаний утверждает, что патриарх Иуда в IV веке отправил посланцев в Киликию, чтобы собрать десятину и приношения в каждом городе. В Corycos были найдены саркофаги еврея Александра и его жены.