Колониальные нравы
Несколько сотен казаков и юкагиров за десять месяцев прошли больше двух тысяч километров, истребив за это время чуть ли не десятую часть тогдашнего чукотского народа — до полутора тысяч человек. Чукчи трижды собирали всеобщее ополчение, чтобы дать отпор Павлуцкому, но каждый раз терпели поражение, несмотря на численное преимущество: русские защищались от лучников металлической броней, а чукчей от русских ружей никакая броня не спасала.
Павлуцкий оказался настолько грозным врагом, что память о нем осталась в чукотском фольклоре: его называли «жестоким убийцей» и рассказывали, как он преследовал чукчей, никого не оставляя в живых, расчленяя мужчин и женщин. Юкагиры слагали о нем свои легенды — в них он был героем, «черным медведем», «великим витязем и шаманом».
Чукчи, проигрывая войну, не сдавались и продолжали набеги и нападения. В Петербурге пришли к закономерному выводу, что жестокость — единственно эффективная политика против этого племени, и в 1742 году постановили, что «немирных чукоч» пора окончательно истребить, а тех, кого истребить не удастся, расселить по землям других племен. Партизанское противостояние ужесточалось.
Павлуцкий, завершивший чукотский поход победителем, но не покорителем аборигенов, продолжил службу на Камчатке, потом в Якутске, затем снова вернулся к Анадыри. В 1747 году, преследуя чукчей, угнавших стадо оленей, он попал в засаду крупного вражеского отряда и погиб в бою. Чукчи сочинили о его последних минутах не одну, а множество легенд — в большинстве из них он мужественно дрался, а расправа с ним была крайне жестокой.
Из Петербурга продолжали посылать карательные экспедиции, но противник успешно вел борьбу на огромной территории Чукотки, грабил ясачные племена и нападал на остроги. Безнадежное противостояние длилось десятилетиями.
Непокоренный народ
В Анадырском остроге тогда постоянно находились 500-600 человек. Казаки гарнизона устраивали экспедиции против чукчей примерно с одинаковым исходом: нападения и грабежи на время прекращались, а потом снова начинались.
Материалы по теме
- Русский КлондайкПервый русский город в Заполярье просуществовал 70 лет. Его чуть не захватили англичане
- «Русские первыми ходили по арктическим морям»Этот историк всю жизнь ищет древние города. Они помогут России заявить право на Арктику
Уже в 1755 году российские власти поняли: бессмысленно требовать дань с народа, весь жизненный уклад которого этому противоречит. Но примирение после долгих лет войны было слишком трудно организовать: дружественные русским коряки продолжали враждовать с чукчами, что провоцировало новые случаи насилия.
Прибывший в 1763 году в Анадырский острог комендант Фридрих Плениснер провел подсчеты и убедил Петербург в бессмысленности войны. Оказалось, что содержание крепости ежегодно стоило государству почти 1,4 миллиона рублей, а приносила она за то же время не более 30 тысяч дохода.
С появлением морского пути на Дальний Восток и закреплением русских на Камчатке необходимость в жестком контроле над Чукоткой отпала. И когда стало ясно, во что обходится затяжная операция, ее стали сворачивать. Острог разобрали, вывезли пушки, эвакуировали казаков. Вскоре начались переговоры.
1 / 3
Фото: Globallookpress.com
Дипломаты Екатерины Великой объехали за несколько лет практически каждого чукотского вождя, налаживая мирное торговое сотрудничество. В 1779 году чукчей наконец приняли в подданство — но оно, можно сказать, было чисто формальным. Платить ясак их обязали в том объеме, в котором они решат сами, то есть фактически освободили от дани и любого управления.
Такое положение сохранялось еще полтора столетия: источники конца XIX века свидетельствуют о том, что спустя сто лет после принятия подданства чукчи жили по заветам предков — по своим законам и обычаям. В начале XX века многие из них не знали о своем российском подданстве. Все изменилось только с приходом советской власти, но и она сохранила для чукчей особое положение на российской земле.
Меры спасения
Поэтому меры по предотвращению спаивания северных народов необходимы самые строгие. Чукчам (которых и так осталось 16 тысяч) нельзя вообще употреблять алкоголь – в любом виде.
В Чукотском АО окружной думой приняты собственные поправки к федеральному закону о продаже алкоголя. В некоторых поселениях, где живут в основном представители коренного народа, продажа алкоголя запрещена полностью (согласно решению сельского схода).
В свою очередь, такие решения стали возможны после того, как на законодательном уровне с 2011 года стало возможным принятие подобных решений там, где алкоголизм угрожает здоровью нации.
Написать комментарий
Новости МирТесен
- Какие крымские вина выбрать
- Картофельная запеканка с салом. Просто и вкусно
Пустой чай и густой бульон
Разумеется, чукчи, как и другие северные народы, переняли у русских обычай пить чай, и еще в XIX веке горячий чай, сваренный в котелке на комельке внутри яранги стал обычным напитком северного народа.
Геолог Сергей Владимирович Обручев в своих воспоминаниях о быте чукчей писал, что в тридцатых годах XX века они употребляли этот горячий напиток, но пили его совершенно без всяких приправ, «пустым», что крайне разочаровывало ученого.
Он же указал еще один источник питательных веществ для чукотской семьи – горячий бульон. Чукчи не варят супы, но варят мясо и пьют вкусный, свежий горячий бульон. Этот бульон становится единственными источником воды и во время долгой зимней ночи или пурги – захотев пить, каждый из членов чукотской семьи может подойти к котлу, зачерпнуть в кружку бульон и выпить, сколько хочет.
Этим же напитком утоляли жажду и пастухи – считалось, что человек, осуществляющий тяжелую работу, не должен пить сырую воду. Скорее всего, запрет этот был обусловлен тем, что разгоряченный мужчина, напившись ледяной воды может заболеть и умереть.
Обручев писал и о том, что несмотря на все ухищрения, у чукчей часто случаются обморожения: его знакомый чукча Тнелькут пришел вечером к яранге с обморожениями на руке и на щеке и «с воодушевлением» рассказал, что за ночь в пургу от холода в стаде околело 10 оленей.
С эскимосами
С эскимосами, живущими на Аляске, чукчи находились в состоянии постоянной войны. Эти войны, как указывает в работе «О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов» историк Андрей Сергеевич Зуев, носили не только грабительский характер, но и велись за обладание богатыми морскими угодьями.
На противоположный берег Берингова пролива чукчи добирались зимой по льду, а летом на байдарках – больших лодках, обтянутых толстыми моржовыми шкурами. Эти лодки могли достигать в длину девяти метров и брать на борт 12 воинов-гребцов. Иногда в набеги на Америку собиралось до 300—500 человек. В XVIII веке набеги на Аляску чукчи осуществляли ежегодно, а самый последний военный конфликт был зарегистрирован в 1840 году.
Эскимосы знали, что чукчи коварны, и даже мирная торговля с ними может окончиться столкновением. Как свидетельствовал судовой врач Карл Мерк из экспедиции Биллингса-Сарычева, как только аляскинские эскимосы видели чукч, сразу надевали доспехи и уже не выпускали из рук оружия.
Если чукчи сталкивались с аляскинскими эскимосами в море, то бой начинался с перестрелки из луков, а в некоторых случаях приводил к «водолазной» войне: умеющий плавать чукотский воин нырял в море и вспарывал ножом лодку противника. Все находящиеся в ней тонули в ледяной воде. Однако нырять в воду отваживались нечасто – море считали обиталищем злых духов кэлё (кэлы).
Большая часть военных действий велась на суше: чукчи ждали, когда эскимосские мужчины уйдут на охоту, нападали на стойбище и грабили: забирали пушнину, продукты, утварь, табак, шкуры моржей и тюленей и уводили в рабство женщин и детей. Нападение могло происходить и на рассвете, когда все спали.
Что русскому здорово, то чукче смерть
В 1930-е годы в СССР развернулась кампания по насаждению у северных народов «советского» образа жизни. Помимо конфискации родовых оленьих стад в «колхозы» и «борьбы с религией» (преследований традиционных шаманов), кампания предусматривала ещё приобщение аборигенов к «цивилизации». Особенный упор делался на подрастающее поколение. Детей насильно отбирали от родителей и воспитывали в детских садах, создаваемых при так называемых культбазах.
Север за короткий срок покрылся сетью культбаз, в которых советские «цивилизаторы», полные комсомольского энтузиазма, убеждённые в превосходстве и универсальности своего образа жизни и ничего не знавшие об особенностях коренных народов тундры, собирались за исторически рекордный срок привести аборигенов из первобытнообщинного состояния к коммунизму.
Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.
Мыться или не мыться?
Такого вопроса у чукч раньше не существовало просто потому, что мыться было негде. Более того, существовало поверье, по которому мыться водой означало смывать с себя здоровье. Отчасти, это было верным: промокнуть в продуваемой всеми ветрами тундре действительно означало верную смерть, да и задубевшая от солнца и грязи кожа служила своеобразной защитой от комаров и гнуса. Поэтому в плане личной гигиены чукчи особо не усердствовали.
Вот как описывает быт чукчей оказавшийся во время полярной экспедиции капитан Роберт Бартлетт в своей книге «Последнее плавание Карлака»: «Нас разместили в чуме, где кроме нас было еще человек 10, угощение состояло из тухлого моржового мяса, пеммикана и оленины, меня усердно поили адски крепким русским чаем, и всю ночь все непрерывно курили и кашляли. Духота стояла страшная».
Но снаружи было еще хуже – ураганный ветер и низкая температура в –32 —38 градусов Цельсия.
Советский антрополог, изучавший культуру и быть чукч Владимир Германович Богораз в своей книге «Чукчи» сообщал о гигиене народа коротко – живут в грязи, едят вшей, которых ловят на себе, а грязные котлы дают вылизывать собакам, – удручающее зрелище.
Удивить и шокировать могла не только грязная посуда, но и сама еда – например, содержимое оленьего желудка, смешанное с ягодами или даже олений помет.
На самом деле, Богораз не написал еще многого: что, например, от вшей чукчи смазывали волосы собственной мочой, а содержимое чана, в который мочились ночью, использовалось для мытья рук. Горячей воды в тундре зимой не было, топлива для того, чтобы ее согреть, не хватало, поэтому естественная жидкость вытекающая из человеческого организма была единственной водой для хоть каких-то гигиенических процедур, если их так можно было назвать. Правда, после мочи, руки «споласкивали» снегом. Снегом же подмывали младенцев, а вместо подгузников использовали сухой мох – сфагнум.
Если женщина рожала младенца зимой, а делал она это всегда одна, уходя в отдельную ярангу, то была вынуждена обмывать его собственной мочой.
Социальные проблемы современности
За последние десятилетия алкоголизация жителей северных районов России достигла ужасающих масштабов. В 2014 году эксперты заговорили об катастрофическом сокращении малых этносов и об угрозе полного вымирания коренного населения целого ряда регионов. К примеру, количество зарегистрированных алкоголиков на Ямале достигло 7 тысяч человек на полмиллиона населения, что на 20% превышает общероссийские показатели.
Специалисты связывают такое положение с изменением образа жизни малых народностей. Если в советские времена большая часть населения была занята работой в рыбопромысловых и оленеводческих хозяйствах, то упадок экономики во времена перестройки привел к тому, что почти се колхозы перестали существовать. Произошел большой отток населения из мест коренного обитания в поселки, где возможностей для пьянства значительно больше.
Опыт показал, что запреты на продажу спиртных напитков дают положительный результат лишь на короткое время и приводят к росту подпольного производства суррогатов. Наркологи считают, что решать проблему алкоголизма народов Крайнего Севера необходимо не только лечением, но и целенаправленной работой социальных служб и общественных организаций с учетом знания этнической психологии.
Дальние берега
Первые контакты чукчей с русскими промышленниками и мореходами происходили еще в середине XVII века. В 1648 году казаки под предводительством атамана Семена Дежнева встретились с ними во время большой экспедиции.
Они обогнули крайнюю восточную точку Евразии — мыс Большой Каменный нос, позже переименованный в честь Дежнева, и после ряда кораблекрушений вступили в торговлю с людьми чукотского вождя Эрмэчьина. Торговля закончилась конфликтом, казаки понесли потери и были вынуждены отступить.
Нести возмездие туземцам на следующий год отправились две военные экспедиции, но чукотские просторы сыграли свою роль: кочевников просто не удалось отыскать в тундре
В отличие от регулярно перемещающихся аборигенов, казаки все время находились в одних и тех же местах — закладывали остроги и несли в них постоянную службу. Один из таких острогов, Анадырский, основала экспедиция Дежнева.
Занятая другими войнами держава не могла посылать на Чукотку крупные отряды, и деревянные крепости чаще всего защищали всего несколько десятков человек. На их стороне была сила огнестрельного оружия, но ключевую роль играла дисциплина: спасти гарнизон от набега мог только зоркий караул.
Другие северные народы, давно враждовавшие с чукчами, не просто платили русским ясак, но и становились их союзниками. В карательных экспедициях, которые следовали за набегами «чукоч», коряки и юкагиры были подкреплением для небольших казачьих отрядов.
Мир установить было фактически невозможно — чукотские племена в основном существовали независимо друг от друга и очень редко объединялись даже для противостояния колонистам. Поэтому не действовали ни договоры с крупными вождями, ни даже захват заложников. Однако нельзя назвать происходившее полноценной войной: ни одна сторона не вела централизованной кампании.
Чукотский язык
Принадлежит к палеоазиасткой языковой семье, к чукотско-камчатской группе. Основная лексика чукотского языка относится к образу жизни оленеводов. Когда чукчи начали контактировать с эскимосами, то у них появилась общая лексика, связанная с рыболовством. Русские заимствования возникли в 1930-х. Они связаны с политической жизнью и техническим прогрессом.
Письменности у этноса не было. В 1930-х годах чукотский оленевод Теневиль создал идеографическую чукотскую письменность, но она не получила распространения. В то же время была введена в оборот письменность на основе кириллицы. Начиная с 1960-х годов под воздействием смешанных браков чукотский язык стал вытесняться из обихода.
Фрагмент китовой аллеи / Фото: Wikipedia.org
Внешность
Антропологически этнос принадлежит к североазиатской расе. Его представителей отличает:
- невысокий рост;
- смуглая кожа;
- коренастое телосложение;
- широкое плоское лицо;
- монголоидный разрез глаз;
- темные, прямые и жесткие волосы;
- слабая растительность на лице (борода и усы обычно отсутствуют).
Этнографы считают, что у чукчей острое обоняние. В период войн они могли по костям определять, кому принадлежат останки – своему или чужому воину.
В XIX веке появилась теория о том, что чукчи видят меньше цветов, чем другие народы. Не различают желтый и синий. Видят черно-белую картинку и красные оттенки из-за цветовой гаммы Арктики.
Карательный поход Jakуннiн’а
Поначалу русские «конкистадоры» недооценили боевой потенциал чукчей, хотя к началу XVIII века их численность не превышала десяти тысяч человек. Форпостами русской колонизации Колымского края стали Анадырский (не путать с современным Анадырем), Алазейский и Нижнеколымский остроги. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. вооруженные конфликты завоевателей с аборигенами были вялотекущими, поскольку Приколымье и Чукотка не представляли особого интереса для Москвы и Петербурга. Все изменилось в 1727 году, когда русские открыли путь на Аляску. В новых условиях оставлять в тылу непокоренные чукотские земли было нельзя, поэтому Правительствующий сенат Российской империи постановил «иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить». Россия твердо решила установить свою власть над всей Сибирью, включая и ее северо-восточную часть. Такое решение предопределяло неизбежное столкновение русских с местным воинственным населением.
Материалы по теме
Для выполнения поставленной задачи была сформирована военная экспедиция (Анадырская партия) в составе 400 казаков и солдат, к которой позже присоединились враждебные чукчам коряки и юкагиры. Командовал ею капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий, а его заместителем стал якутский казачий атаман Афанасий Шестаков. Будучи оба людьми буйного нрава, они сразу не поладили друг с другом. Раздорам между ними способствовали невнятные указания из Петербурга, не определявшие четкое разграничение полномочий. Весь путь от Тобольска до Якутска сопровождался ожесточенными перебранками между Павлуцким и Шестаковым, нередко переходившими в мордобой. В итоге по прибытии в Якутск экспедиция окончательно раскололась и двинулась в путь разными маршрутами. Результат был печален — в марте 1730 года в битве при Егаче отряд Шестакова разгромили чукчи. Самого атамана сначала тяжело ранили в горло, а затем добили.
Любопытно, что его несостоявшийся компаньон Дмитрий Павлуцкий погиб ровно через 17 лет в тот же день — 14 (25) марта 1747 года — в битве при Орловой, также окончившейся уверенной победой чукчей. В промежутке между этими событиями он провел несколько карательных экспедиций против кочевников. Поход 1731 года длился десять месяцев, за которые русский отряд прошел по неисследованной малолюдной территории свыше двух тысяч километров. За это время люди Павлуцкого вступили с чукчами в три крупных сражения и хотя «побили их чюкоч немалое число», но так и не покорили. Произведенный в феврале 1733 года в майоры «за долговремянное в таком дальном крае бытие» Павлуцкий с досадой докладывал, что «оные чюкчи народ непостоянной, не так как протчие иноземцы в ясашном платеже обретаютца».
Изображение: diletant.media
За следующие десять лет ситуация мало изменилась, поэтому в феврале 1742 года Сенат по предложению иркутского вице-губернатора Лоренца Ланга постановил «на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе… оных, также жен их и детей, взять в плен и из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам между живущих верноподданных». Окончательное решение чукотского вопроса вновь возложили на Павлуцкого, который к тому времени уже стал якутским воеводой. Три похода, совершенные им на чукчей в середине 40-х годов XVIII века, успеха не имели и закончились, как было сказано выше, гибелью самого Павлуцкого. В чукотском национальном эпосе он запомнился в образе лютого злодея по прозвищу «Якунин» (Jakуннiн), что можно примерно перевести как «жестокий убийца».
«Копальхен надо искать, а то подохнем!»
Судмедэксперт Андрей Ломачинский описывает в своей книге рассказов случай брежневской эпохи. Топографы под руководством подполковника Дузина летели на Таймыр. В вертолёте сидело два лётчика, три топографа и один ненец Савелий Пересоль — в качестве проводника, хорошо знакомого с местностью. В полёте что-то стряслось с системой управления, и Ми-8 рухнул на землю. Экипаж отделался ушибами, ссадинами и нелёгким испугом. Только выбрались из покорёженной машины — как она загорелась. Так они оказались практически с пустыми руками — на Таймыре. Без связи, одежды и еды. Стоял сентябрь, так что гибель от мороза ещё не грозила. Оставалось ждать, что когда они не вернутся, за ними отправят спасателей.
Таймыр. (National Geographic)
Но прошло несколько дней — и никого. Ели леммингов и мышей, бруснику и морошку, грибы. А по ночам всё холоднее. Думали — всё, сгинем. А ненец всё про копальхен — в болото, говорит, идти надо, копальхен найти — наедимся досыта, возьмём с собой и дойдём до Хеты (это такой посёлок), а там и до Хатанги. И пришлют, мол, за нами вертолёт тогда.
Лётчики всё не соглашались — всё равно идти сотни километров, не дойдём. А вот копальхеном заинтересовались. Пересоль рассказал — оленей ненцы закапывают в болотах, место это помечают и потом едят. В общем, он обещал найти копальхен — чтобы можно было и дальше ждать спасателей. Вечером ненец вернулся: Савелий притащил в лагерь целую оленью ногу. Не сказать, чтобы копальхен показался русским вкуснятиной: вкус прогорклый, мерзкий, но делать нечего — зажали носы, начали есть и ели, ели, ели… пока не объелись.
Сибирские ненцы. (birdinflight.com)
Наутро копальхен дал о себе знать. Рвота, боли в печени, потеря сознания. Только Савелий Пересоль — в полном порядке. На следующий день пришёл конец: утром умерли лётчик и Дузин, потом механик. Два топографа лежали без сознания. Пересоль пытался спасти их с помощью магических обрядов, но задобрить или уговорить духов тундры не получалось.
Как раз в этот момент прилетел вертолёт, которого так ждали. Военные стали оказывать топографам первую помощь, но спасти удалось только одного, второй скончался ночью. Пересоля после долгого расследования и кучи экспертиз осудили условно — за «случайное убийство путём отравления».
Очищение без воды
Но определенные правила гигиены у чукч все же были. Когда становилось совсем невмоготу от грязи, они начинали копить топливо, затем в одном из яранг разжигали очаг, в который клали несколько камней и устраивали «чукотскую баню» – раздевались донага и сидели вокруг очага – потели от жара. Это не занимало много времени, так как чукчи очень сильно потеют, и часто сокрушаются по этому поводу. Затем специальными скребками они соскабливали с кожи грязь вместе с потом и смазывали кожу свежим тюленьим жиром. Вот и вся баня. Одежду на это время выкидывали на мороз, а после «бани» надевали сменную одежду, если она была. Эту одежду носили до следующей бани, которую устраивали раз в три месяца.
С юкагирами
Тан-Богораз указывает, что у чукотского народа почти нет сказаний о войнах с юкагирами, а юкагирские мифы утверждают, что чукчи – братья юкагирам. Тем не менее военные стычки с этим народом у чукчей бывали, но велись они уже в те времена, когда на Чукотке появились русские, и юкагиры стали с ними сотрудничать. Юкагиров чукчи били за то, что те давали русским своим воинов – то есть основным мотивом была месть.
Согласно данным Нефедкина в первый раз казацкие летописи зафиксировали нападение чукчей на юкагиров в 1656 году. В этот год был отпущен из плена «чукоткий князец» Мита, который тут же решил отомстить русским и напал на юкагиров, которые несли дань казакам.
Следующие нападения были зафиксированы в 1662 году, когда чукчи повадились нападать на русских и юкагиров «на рыбных промыслах»: рыбаков убивали, а добычу забирали себе. В 1676 году нападения продолжились, очевидно, они были вызваны некоторым ослаблением казаков. Войны с юкагирами стали носить грабительских характер – мужчин чукчи убивали, женщин и детей уводили в рабство, угоняли оленей.
Нападения продолжались и в течение всего XVIII века. Например, в 1754 году в 37 км от Анадырского острога 500 чукчей напали на юкагиров и русских и захватили в плен казака. А спустя два года 200 чукчей напали на селение юкагиров в 12 км от острога. Селение разграбили, семьи увели в рабство, и казаками пришлось уцелевших женщин переселять из острога – заботиться о них было некому.
Согреться до смерти
К сожалению, вместе с русскими на Чукотке появилась и водка, которую русские ошибочно употребляли в качестве согревающего средства. Не имеющие в своем организме ферментов для быстрого расщепления алкоголя, чукчи становились рабами «огненной воды». Дело в том, что метаболизм этанола у них медленный, и его концентрация в крови долгое время остается высокой.
К восьмидесятым годам XX столетия алкоголизм принял размеры катастрофы, причем чукчанки в этом вопросе не отставали от мужчин, Смертность от алкоголя среди женщин-чукчанок в 1980—1994 годы в 2,3 раза превышала смертность среди русских женщин, а 1994 году водка стала причиной 42,2% смертей чукотских женщин – согреться алкоголем нельзя, а вот замерзнуть насмерть, напившись, вполне реальная перспектива.
Несмотря на введенные запреты и ограничение на продажу спиртного, пьянство коренного народа до сих пор остается проблемой на Чукотке.
«Русская болезнь»
После гибели Павлуцкого Анадырская партия постепенно перешла от военной экспансии к промысловой деятельности — заготовке рыбы и оленьего мяса. Менялась и политика России по отношению к чукчам. Стало ясно, что только военными усилиями их покорить нельзя. К тому же расходы на содержание Анадырской партии многократно превышали ее доходы. А после открытия морского пути к Аляске вдоль Алеутских островов Петербург и вовсе перестал считать Чукотку стратегически важным местом.
Материалы по теме
В 1763 году новый начальник Анадырской партии Фридрих Плениснер с немецкой тщательностью подсчитал стоимость ведения войны с чукчами и доказал ее бессмысленность, так как «Чукоцкую землю… можно назвать последнейшею и беднейшею всего земного круга в последнем лежащую». На основании его выводов в 1764 году Сенат в докладе императрице Екатерине II резюмировал, что «чукоч, в разсуждении лехкомысленного и зверского их состояния, також и крайней неспособности положения мест, где они жительство имеют, никакой России надобности и пользы нет и в подданство их приводить нужды не было». В результате в 1765 году началась эвакуация войск и гражданского населения из Анадырского острога, а через несколько лет перед своим уходом русские уничтожили все его укрепления. На целое десятилетие Россия позабыла о Чукотке.
Все опять изменилось в 1776 году, когда у берегов Чукотки стали регулярно появляться английские и французские корабли. Известия об этом побудили Екатерину II приказать иркутскому генерал-губернатору, чтобы он ускорил принятие чукчей в российское подданство. На сей раз это проводилось без насилия, с помощью мирных переговоров или подкупа старейшин (тойонов). Как указывает историк Зуев, «для исполнения этой задачи в 1778 году армейский капитан Т. И. Шмалев при помощи крещеного чукчи Н. И. Дауркина заключил в Гижигинской крепости первый письменный договор с одним из чукотских тойонов — Омулятом Хергынтовым. Хотя этот договор имел локальный характер, поскольку распространялся только на те чукотские стойбища, которые признавали власть Омулята, Шмалев, а с его подачи и правительство расценили данное событие как признание подданства всеми чукчами. В результате в 1779 году Екатерина II официально объявила чукчей подданными Российской империи, хотя и после этого ясак чукчи давали только по собственному желанию и только в обмен на подарки».
Материалы по теме
Но когда в 1791 году Чукотку посетила экспедиция Биллингса-Сарычева, то местные жители ничего не подозревали о своем российском подданстве. Еще в 1909 году этнограф и лингвист Владимир Тан-Богораз свидетельствовал: «Пограничные части племени постепенно подчинились русскому влиянию. Но основная чукотская масса до настоящего времени осталась вне русификации. До сих пор существуют чукотские стойбища и селения, где не видели русского лица и не слышали русского слова». Уже упоминавшийся выше наш современник Андрей Зуев соглашается с этим: «Попытки администрирования потестарно-политической организации чукчей и коряков, равно как и их подданство, далеко не в полной мере воплотились в жизнь. Но, несмотря на это, русской власти удалось достичь главного — в регионе установился мир как между русскими и аборигенами, так и между чукчами и коряками».
Фото: Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»
Полностью подчинить Чукотку удалось лишь большевикам. Но для этого им пришлось разрушить весь многовековой уклад жизни чукчей — впрочем, как и всех других народов нашей страны. С 30-х годов XX века советская власть настойчиво приучала коренные народы Крайнего Севера к оседлому образу жизни. По достижению семилетнего возраста детей забирали из стойбищ, где кочевали их семьи, и отправляли жить и учиться в специальные интернаты. Безусловно, такая политика в основном дала положительные результаты: резко сократилась детская смертность, чукчи получили доступ к образованию и другим благам цивилизации. Но вскоре проявились и другие ее последствия — многие вчерашние кочевники оказались не готовы к радикальному слому традиционного уклада жизни их предков, не сумев адаптироваться к современной реальности и резкой смене рациона питания. Алкоголь и венерические заболевания (сифилис чукчи называют «русской болезнью») оказались для северных народов куда более страшными врагами, чем оружие завоевателей.
Актуальные проблемы коренного народа
На 11-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов в 2012 году предлагалось создание национальных парков для сохранения традиций оленеводства коренных народов. Но предложение не было реализовано из-за финансовых и юридических трудностей.
В 1930-х годах советская власть пыталась сделать чукчей оседлым народом. Китобойный промысел запретили, шаманов как чуждый элемент заключили в тюрьмы. Добычей китов занялось государство, оставив коренному народу функции по переработке продукции морского промысла. Образ жизни чукчей изменился. Молодежь утратила навыки охоты, пристрастилась к выпивке.
Алкоголизм коренных народов Севера – одна из главных проблем. Кровь северян быстрее впитывает токсины, и организм привыкает к алкоголю. Поэтому средняя продолжительность жизни представителей коренного народа – одна из самых низких в мире – 37 лет.
Чукчи – малый народ, любящий свою землю и природу. Они наблюдательны, хорошо знают повадки животных, с которыми делят территорию. Даже учитывая промышленное освоение Чукотки и ассимиляцию с русскоязычным населением, они все равно сохраняют идентичность и некоторые обычаи.
Как проходило покорение чукчей
Впервые русские землепроходцы оказались на Чукотке в сороковых годах XVII века. И практически сразу же русская экспедиция подверглась нападению враждебно настроенных к чужакам чукчей. Уйдя от погони, русские сумели организовать Средноколымский острог, ставший первым русским поселением на земле чукчей.
После этого была осуществлена экспедиция Семёна Дежнёва, а после неё — поход казака Чудинова. Отряд Чудинова столкнулся с яростным сопротивлением в связи с требованием у одного племени уплаты ясака. Казаки убили нескольких чукчей и захватили в плен их женщин. Последовало затяжное сражение, в ходе которого русским пришлось бежать с Чукотки.
После этого мирная жизнь чукчей закончилась. В 1727 году на Чукотку отправили большой отряд казаков во главе с Шестаковым и Павлуцким. Они должны были провести переговоры с главами некоторых племен, но у них ничего не вышло. Началась русско-чукотская война, причём силы были неравны. У чукчей было лишь примитивное оружие: каменные копья и луки, а у русских — огнестрельное оружие. Но, несмотря на это, чукчи смогли убить обоих предводителей русских отрядов и перебить много русских воинов.
Лишь во время правления Екатерины II удалось осуществить присоединение Чукотки к России. И то для этого пришлось действовать хитростью и подкупами. Но военные конфликты на чукотской земле продолжались вплоть до 1920 года.
Чукотский воин
С коряками
Войны с коряками носили грабительский характер; чукчей интересовали оленьи стада. Корякские женщины в таких случаях держали наготове нож – если чукчи начинали одолевать их мужей, они убивали детей, а затем – себя.
Жизнь в рабстве у чукчей была настолько невыносимой, что ей предпочитали смерть. С 1725 по 1773 год казачья канцелярия в Анадырском остроге зафиксировала 50 набегов чукчей на коряков. В ходе этих набегов было угнано 240 тыс. оленей и в плен к чукчам попало несколько сот детей и женщин. Александр Константинович Нефедкин в книге «Военное дело чукчей» пишет, что в 1742 году Сенат был вынужден издать указ: казакам предписывалось насильно отселить «немирных чукочь» в Якутию, а тех, кто будет сопротивляться, «искоренить».
На любителя
Традиционная кухня северных народов — вообще на любителя. Да, есть в ней и шедевры — например, строганина. Да и обычные продукты после тепловой обработки весьма хороши на вкус: богатые белками и жирами молоко и мясо оленя, дичь, мясо крупных морских животных (от моржей до китов), речная и морская рыба. Дополнительные витамины и минералы «поставляют» ягоды и травы.
Но есть у ненцев, манси, коми, хантов, чукчей, эскимосов, эвенков, нганасан и прочих народностей и рецепты весьма диковинные для человек с юга. Вряд ли вам приходило в голову употребить сырую тёплую кровь оленя или варёное сердце, глаза нерпы или рыбьи потроха. В число необычных традиционных блюд входят также густой «кровяной» суп с непроизносимым названием вилмуллырилкырил (варёные оленьи кишки, потроха, нутряной жир и кровь), нгайбат (парное сырое оленье мясо с ферментированной сырой кровью в качестве соуса), каныга (частично переваренное содержимое оленьего желудка)… Недоумение вызывает и кивиак — набитая чистиками (мелкими птицами) потрошёная туша тюленя, которая квасится под прессом до полутора лет. Разложившаяся масса чистиков и используется в пищу. А на десерт — акутак, мороженое из моржового или тюленьего сала с ягодами.
Но самый странный и опасный деликатес — копальхен (он же копальхем, он же кымгут).
Северный оленевод. (РИА Новости)
Северные народы едят всё, что можно, даже сырые личинки подкожного овода, который одолевает оленей
Питьевые особенности чукчей
Проживание в крайне суровых условиях наложило на народ и другие пищевые ограничения:
- Если большинство других людей могут пить молоко, то чистокровные чукчи – нет, они не переваривают лактозу. Но чистокровных чукчей уже значительно меньше – геологи, однако, подправили породу.
- Зато у чукчей в организме есть изоформы пепсина, которых нет у европейцев. Поэтому, если мы напьемся сырой крови, то это обычно вызывает рвоту. А вот чукчи с давних времен обязательно пьют кровь убитых животных. Им помогает переносить холод такой прием: на шее оленя делается небольшой прокол, из него и пью кровь. Оленю от этого большого ущерба нет, а чукча согрет
- Мясной бульон – еще одно питье, поскольку супов в меню чукчей нет.
- Пьют чай из всяких там лишайников и прочих непонятных нам растений. А еще – спокойно могут и есть и пить отвар мухоморов, что для нас – галлюцинации и смерть.
Но никогда никакого алкоголя народ не знал. Скорее причина в том, что в холодной природе самоферментация плодов и ягод была невозможна и люди не догадывались, что такое алкоголь.
Что едят чукчи?
У каждого народа есть причудливые особенности национальной кухни. Во Франции едят блюда из лягушек, скандинавы совершенно не прочь перекусить тухлой рыбой, а жители азиатских стран любят насекомых. У жителей Чукотки тоже есть похожие особенностью. Они не особо любят соленую пищу, а привычный для нас хлеб кажется им кислым на вкус. Зато у них есть необычный деликатес, который представляет собой похлебку из наполовину переварившегося мха, извлеченного из желудка оленя. Также в их рационе питания можно найти кашу из щавеля, корни различных растений и внутренности животных. И это совершенно нормально, потому что, как мы уже выяснили, кулинарные причуды есть во всех культурах.
Кухня чукчей полна необычных блюд